Середа, 08.05.2024, 22:33
Для мудреца нет ничего чуждого и недоступного!

Головна | RSS
Меню сайту
Категорії розділу
Political science [13]
Political scientist [4]
Politics [4]
Other [0]
Наше опитування
Оцініть мій сайт
Всього відповідей: 21
Статистика

Онлайн всього: 1
Циников: 1
Прохожих: 0
Форма входу
Головна » Статті » Political scientist

Сократ как последний философ-гражданин

Гражданин, слово для нас общеупотребительное, является, тем не менее, феноменом вполне определенной — западноевропейской — культуры, восходящей к античной Греции (1). Жизнь и смерть Сократа — один из поворотных периодов развития этой культуры в целом, а также в том, что касается понимания феномена «гражданина».

В научной литературе данное обстоятельство трактуется по-разному. К.Касториадис полагает, что именно смертный приговор Сократу (399 г. до н.э.) и поражение афинян в Пелопоннесской войне (404 г. до н.э.) — два события, маркирующие конец периода демократического политического творчества. Сократ, в понимании Касториадиса, - последний философ-гражданин, последний философ внутри полиса, в отличие от Платона и более поздних мыслителей — философов над полисом; в этом смысле «граница» проходит между Сократом и Платоном, так как настоящий полис существовал только в VIII — V вв. до н.э. (2, с.6, 22). А.ФЛосев также указывает на глубокий кризис, в котором находился полис во время суда над Сократом (см.: 3, с.699). В противоположность Касториадису, который считает смерть Сократа «концом парадигмы гражданства», Х.Арендт утверждает, что первоначалом всей европейской традиции политической мысли был конфликт между этим философом и полисом, закончившийся смертным приговором Сократу; умерла же эта традиция, по ее мнению, «с Марксом» ( 4, с. 12; 5, с.318-319). П.Б.Кларк, в противоположность Касториадису, и Арендт, пишет, что «гражданская парадигма» складывалась во времена принятия законов Солона, т.е. в VI, а не в IV в. до н.э. (6, с.5).

Попробуем все-таки выяснить, почему Касториадис считает Сократа именно «последним» философом-гражданином, а не «первым», не «единственным» и не «одним из». И вообще: почему эта тема актуальна для нас сегодня?

ПЛАТОН В ОТНОШЕНИИ К СОКРАТУ - УЧЕНИК ИЛИ ОТСТУПНИК?

У Арендт читаем: «Хотя мы знаем гораздо меньше о Сократе, который не написал ни одной строчки и не оставил после себя ни одной работы, чем о Платоне или Аристотеле, мы знаем гораздо лучше и глубже, кто он был, потому что мы знаем его историю; напротив, мы мало знакомы с Аристотелем, о чьих мнениях настолько лучше осведомлены» (4, с. 186; курсив мой. — Ю.М.). Действительно, в отличие от Платона, Аристотеля и многих других, Сократ воспринимается нами вроде бы и не как философ: «настоящий» философ пишет толстые книги, а Сократ почти всю жизнь провел на рыночной площади, где только и делал, что разговаривал. Таким образом, Сократ для нас — скорее мифический или литературный персонаж, чьи взгляды мы реконструируем в основном по писаниям Платона, которого почти все считают его преданным учеником и последователем.

Однако Касториадис резко разделяет Сократа и Платона: «Трудно вообразить ученика, который бы на практике изменил духу своего учителя больше, чем Платон». Этот автор обвиняет Платона в неучастии в военных кампаниях и уклонении от гражданских дел; кроме того, у него не было семьи, т.е. он «не дал» вскормившему его городу ничего из того, что должен дать гражданин, — ни военной службы, ни детей, ни участия в общественных делах, — а лишь основал школу для избранных учеников ((2, с.7-8). По всему этому Платон противопоставляется Сократу. Вместе с тем один из главных, если не самый главный, упрек Платону с позиций Касториадиса — в «предательстве» идеалов полиса и гражданства. Платон - первый, кто не захотел участвовать в жизни полиса, но предпочел учить, поставив тем самым философа над полисом, а не внутри него, как делал Сократ. Конечно же, Касториадис имеет в виду платоновское «Государство» - утопию, которую многие авторы считают неким прообразом тоталитарных систем XX в. Однако и Сократ говорил нечто в подобном духе, за что Аристотель в своей «Политике» критиковал именно его, а не Платона (7). Правомерно ли такое разделение?

На мой взгляд, отчасти правомерно. Большинство исследователей сходится во мнении, что «ранний» Платон — совсем не тот, что «средний» или «поздний». Ведь произведения, представляющие Сократа перед казнью, -«Апология Сократа» и «Критон» - две самые ранние работы Платона, написанные, скорее всего, по горячим следам событий, а «Законы» — диалог поздний и единственный, в котором Сократ не участвует.

ЛОГОС И ДИАЛОГ

"Logos” - ключ ко всей древнегреческой культуре. Это понятие обозначает и слово, и разговор, и договор, и молву, и историю, и учение, и дело, и разум, и причину, и рассуждение, и мнение, и смысл, и многое другое. Од-нокоренной с ним глагол "dialegomai”, от которого произошло слово «диалог», достаточно точно переводится русским словом «разговаривать» ("dia” — «раз-«, «между-«, "-ai” — окончание медиального залога, т.е. среднего между активным и пассивным; проф. Г.Г.Майоров предлагает еще более точный перевод — придуманное им слово «разговариваться»). Напомню, что Арендт писала о речи (ведь "logos” означает еще и речь) как о способе общения свободных людей, в отличие от насилия — способа общения варваров и рабов (4, с.26-27). Кроме того, вся современная европейская наука — многочисленные «логии», - видимо, тоже выросла из концепта "logos” и в этимологическом, и в фактическом отношениях. Касториадис, рассуждая об этом же, добавляет, что философия и политика своим «рождением» обязаны также понятию «диалог» — самой возможности разговора в силу отсутствия сакральных текстов и потребности толковать их, причем философия здесь понимается как поиск и в данном смысле — личный риск, а не как толкование. Именно так было в Афинах VIII — V вв. до н.э. и позже уже не повторялось, ибо поиск стал уделом одиночек — монахов и поэтов (2, с. 159-160).

Диалог же, как известно, был основным методом Сократа, и лишь после него он стал жанром, поэтому говорят о «сократическом диалоге» и «платоновских диалогах». Диалог у Сократа был не только способом внешнего общения - с другими, но и внутреннего - с собой: «С Платона, а возможно, и с Сократа, мышление понималось как внутренний диалог, в котором человек разговаривает с самим собой» (4, с.291).

Важно помнить, что диалог Сократа — это не речь, обращенная к другому, а то, что происходит между людьми, когда они «разговариваются», т.е. общаются друг с другом. Сократ не читал нотаций, но, используя иронию, вопро-шание и майевтику, искренне хотел найти кого-нибудь мудрее себя (8, с.74); он, по собственному суждению, был «повивальной бабкой», которая лишь помогает людям «разродиться истиной».

АГОРА И ПОЛИС

Политика в Афинах делалась на агоре, где собирались граждане — свободные и равные люди - и высказывали свои мнения, на основе которых формировался политический курс полиса. Быть гражданином, по Касториадису, означает признавать, что высказанное тобой — всего лишь мнение, а не истина; вместе с тем, это также означает и твое право критиковать любое чужое высказывание, так как оно тоже является только мнением (2, с. 12). У Арендт мы найдем еще более сильные слова на сей счет: проблема, обсуждаемая на агоре, возникает в делах, неизвестных ни людям, ни богам; в этом смысле сократовское решение проблемы — нет ничего, сделанного человеком, что может оставаться неизвестным и людям, и богам (5, с. 102; курсив мой. — Ю.М.). Так что огромная напряженность политики состоит именно в том, что даже бог — не судья в людских делах, ибо эти дела требуют и суждения, и обсуждения — все должно когда-то открыться каждому человеку.

Касториадис, в свою очередь, полагает, что и сами законы материализовы-вались «в дискурсе людей, свободно говорящих друг с другом на агоре о политике и обо всем, что их заботило» (2, с. 113). Такое общение принципиально ничем не могло быть заменено, поскольку речь на агоре шла о делах, касающихся всего сообщества и каждого его члена, относительно которых экспертное знание невозможно; значит, профессионалы ничем не способны помочь. (Сама идея профессионализации политической жизни показалась бы грекам смешной; см.: 2, с. 117.) В платоновской «Апологии» Сократ рассуждает о соотношении профессионального и политического знания так: «Но, о мужи афиняне, мне показалось, что они [ремесленники. — Ю.М.] грешили тем же, чем и поэты: оттого, что они хорошо владели искусством, каждый считал себя самым мудрым также и относительно прочего, самого важного (т.е. политического, а не профессионального, знания того, что касается всех и каждого; курсив мой. — Ю.М.), и эта ошибка заслоняла собою ту мудрость, какая у них была» (8, с.75). Сам Сократ полностью подчинялся этим правилам — он был одним из, он спрашивал, отвечал, общался, находясь в полисе, а не над ним.

Не управлять и не быть управляемым — основной принцип полиса, согласно Арендт (4, с.32). Можно сказать и иначе: управлять по очереди — сегодня ты, завтра я, о чем мы оба знаем, и в этом мы равны. Больше чем через два тысячелетия после гибели Сократа и полиса данный принцип будет воспроизведен Ницше в труде «Так говорил Заратустра»: «Не садитесь на чужие плечи и головы! Идите своими ногами!» (9). Так идея насчет того, что хозяева и рабы равно несвободны, как мне кажется, обрела новую силу. Много рассуждавшая по данному поводу Арендт, в свою очередь, сравнивала человеческий мир со столом, вокруг которого сидят и общаются люди; этим столом они владеют вместе, а он одновременно и соединяет, и разделяет их (4, с.52).

Другая важная характеристика полиса: законы необходимы, но нужно и ставить их под сомнение (2, с. 173), - нет ничего за рамками^дискурса. Это правило, которое соблюдал Сократ, начиная с Платона будет нарушено, что позволило, на мой взгляд, появиться в философии утопиям (Платон, Т.Мор, Т.Кампанелла), а в литературе - антиутопиям (Дж.Оруэлл, Е.Замятин, О.Хаксли). Показательно, что утопии писали философы — те, кому, согласно первой из утопий, положено управлять, а антиутопии принадлежат литераторам, т.е. тем, кого, как значится в данном источнике, надлежит изгнать. В политике же утопическую — в определенном смысле антиполисную — несомненность законодательных уложений попытались воплотить в XX в. Россия, Германия и Италия.

С вышесказанным связана еще одна черта полисной жизни — в нем не было противоречия между личностью и обществом (2, с.47, 167). Человек реализовывал себя в полисе, но не растворялся в нем. Возникновение данного противоречия можно проследить тоже начиная с Платона и Аристотеля. Гибель Сократа в этом смысле отражает наступивший кризис — философ, не по своей воле оказавшийся втянутым в конфликт «личность — общество», был убит большинством. После сего деяния такой конфликт станет уже почти банальным.

ВЛАСТЬ БОЛЬШИНСТВА: СОКРАТ И ЕГО ОБВИНИТЕЛИ

Сократ жил еще по полисным правилам, но сам уже чувствовал себя «последним из могикан», понимая, что полис начинал играть по правилам «мнения большинства», а не учета мнения «всех и каждого». В «Апологии» Сократ говорил: «И вы на меня не сердитесь, если я вам скажу правду: нет такого человека, который мог бы уцелеть, если бы стал откровенно противиться вам или какому-нибудь другому большинству и хотел бы предотвратить все то множество несправедливостей и беззаконий, которые совершаются в государстве» (8, с.86). В «Критоне» же философ вопрошал своего собеседника: «Но для чего же нам так заботиться о мнении большинства, мой милый Критон?» И далее рассуждал: «Стало быть, уже не так-то должны мы заботиться о том, что скажет о нас большинство, мой милый, а должны заботиться о том, что скажет о нас тот, кто понимает, что справедливо и что несправедливо, - он один да еще сама истина. Таким образом, в твоем рассуждении неправильно, во-первых, то, что ты утверждаешь, что мы должны заботиться о мнении большинства относительно справедливого, прекрасного, доброго и им противоположного. 'Да, но ведь большинство, — скажут на это, — способно убивать нас» (10, с.98). Характерно, что и Касториадис говорит о демократии именно как о возможности сопротивляться большинству (см.: 2, с. 12).

Если повнимательнее рассмотреть обстоятельства суда над Сократом, то становится очевидным, что сам он играет по «старым» полисным правилам, а его обвинители — нет. Во-первых, Сократ явился в суд, имея возможность уклониться, хотя там присутствовали не все его обвинители (см.: 8, с.72): похоже, что истцы изначально не были уверены в своей правоте. Во-вторых, Сократ старался реализовать идеал гражданина, между тем как его обвинители вели себя иначе.

Совершенно не имея в виду современную социальную проекцию, хотела бы напомнить, что в древнегреческом понимании гражданин — это, прежде всего, не «раб» и не «женщина». Сократ отказался на суде, как ранее на войне, действовать по-рабски: «Но и тогда, когда угрожала опасность, не находил я нужным делать из-за этого что-нибудь рабское, и теперь не раскаиваюсь в том, что защищался таким образом, и гораздо скорее предпочитаю умереть после такой защиты, нежели оставаться живым, защищавшись иначе» (8, с.93). Прочие же, как следует из слов Сократа, Критона и других, частенько «били на жалость» в суде и таким образом избегали наказания. Затем, гражданин не должен походить на женщину, каковая в представлении древних греков обладала рядом недопустимых для гражданина отрицательных черт. И в данном отношении Сократ тоже отделяет себя от «женоподобных» граждан: «Мне кажется, что эти люди позорят город, так что и какой-нибудь чужеземец может заподозрить, что у афинян люди, которые отличаются доблестью и которых они сами выбирают на главные государственные и прочие должности, ничем не отличаются от женщин» (8, с. 89).

Далее, Сократ был вынужден признать, что несправедливость стала уже «обычным делом» (8, с.82, 86), да и само отечество — священное для грека понятие! - едва ли можно назвать справедливым (10, с. 107). Ради комментария, который вряд ли требует дальнейшего обсуждения, следует упомянуть горькую шутку, приведенную Ксенофонтом: «Аполлодор... сказал Сократу после вынесения приговора: 'Мне особенно тяжело, Сократ, что ты приговорен к смертной казни несправедливо'. На что Сократ ответил: 'А тебе приятнее было бы видеть, что я приговорен справедливо?» (цит. по: 3, с.695).

СОКРАТ - ЧАСТНОЕ ЛИЦО, ГРАЖДАНИН И ПОДДАННЫЙ

Очевидно, что Сократ вел себя до и в период обвинений одновременно и как гражданин, и как частное лицо.

Опять-таки напомню — у Сократа были жена (персонаж множества анекдотов), трое детей и свое хозяйство. Арендт писала: «То, что предохраняло полис от вторжения в частную жизнь граждан и позволяло не нарушать границы собственности каждого, было не уважение к частной собственности, как мы его понимаем, но факт, что человек, не обладая домом, не мог участвовать в делах города, потому что у него не было там его собственного места» (4, с.29-30). Хотя Сократ, вполне вероятно, не был идеальным хозяином, мужем и отцом (о чем неоднократно его словами говорится в «Апологии»), все же он, в отличие от Платона, был «частным лицом» именно в том смысле, в каком это понималось полисом для наделения человека гражданским качеством. Последние его слова на суде - о детях: «Если, о мужи, вам будет казаться, что мои сыновья, сделавшись взрослыми, больше заботятся о деньгах или еще о чем-нибудь, чем о доблести, отомстите им за это, преследуя их тем же самым, чем и я вас преследовал; и если они будут много о себе думать, будучи ничем, укоряйте их так же, как и я вас укорял, за то, что они не заботятся о должном и воображают о себе невесть что, между тем как на самом деле ничтожны» (8, с.96).

Вместе с тем, Сократ реализовывал все положенные гражданину функции. Он участвовал в войне (8, с.82-83), был членом афинского Совета (8, с.86). Правда, сам он не рвался ни к каким должностям, понимая, что либо ему придется идти против справедливости, либо погибнуть; впрочем, если ему выпадала доля исполнения каких-либо обязанностей, он не изменял себе, живя по пословице: «На крест не просятся, но и с креста не бегают».

Описание судебного процесса не оставляет никаких сомнений в высокой гражданственности Сократа. Воспитанный полисом, он не смог пойти против него, даже зная о несправедливости приговора. В комментариях А.Ф.Лосева к «Критону» читаем: «Рассуждая отвлеченно, законы, согласно платоновскому Сократу, конечно, могут ошибаться. В таком случае, однако, их нужно обсуждать, критиковать, заменять новыми, например, на суде требовать другого решения, а не того, которое исходит от постановления суда. Однако продуманный, обсужденный и принятый закон должен применяться без всякого исключения, и никто не имеет права его нарушать» (3, с.699; см. также: 6, с.6-7). Как настоящий гражданин, Сократ был неспособен предпочесть жизнь в изгнании смерти — для Греции VIII — V вв. до н.э. было типичным, что свободный человек, приговоренный к изгнанию, кончал жизнь самоубийством. Но уже Платон, а затем и Аристотель выбрали изгнание.

Можно ли говорить о Сократе как о подданном (и вообще — о подданных в Древней Греции)? В принципе, разумеется, нет. Вместе с тем, когда полис стал разрушаться, образовался некий «зазор» между пониманием человека как гражданина и как частного лица. И здесь пора было подумать о подданстве: я делаю то, что должен, но для меня важнее частная жизнь. Уже у Сократа (в переложении Платона) появлялись, правда, в неявной форме, мысли о том, что в полисе «недостаточно места» для самореализации гражданина, потому люди вынуждены уходить в частную жизнь. На суде философ говорил: «Нет, кто в самом деле ратует за справедливость, тот, если ему и суждено уцелеть на малое время, должен оставаться частным человеком, а вступать на общественное поприще не должен» (8, с.86).

Сократ как личность и философ, таким образом, преодолел установленные полисом границы и для частного лица, и для гражданина. Ощутив эту раздвоенность, он понял, что полис уже не являлся для него признаваемой ранее опорой и что надо полагаться только на самого себя. Он стал печься прежде всего о своей душе, призвав всех граждан поступить так же (8, с.84). Чеканно сформулированная идея Сократа о различении «себя» и «своего» - «не заботиться ни о чем своем раньше, чем о себе самом» (8, с.91) — через несколько веков возникнет вновь уже в христианской мысли. То же самое следовало бы сказать о различении понятий «быть» и «казаться»: Арендт именно в данном отношении противопоставляла Сократа и Н.Макиавелли (см.: 5, с. 101-103). А отсюда — уже совсем недалеко до фроммовского «иметь или быть».

ДЕМОН И БОГ СОКРАТА

У Сократа был daimon, т.е. божество, демон, гений, или дух. По основной версии интерпретатора философа, он говорил Сократу только о том, чего не стоит делать, но не советовал, что именно делать (см.: 8, с.85-86). Таким образом, в жизни Сократ как бы реализовывал либеральную парадигму — «разрешено все, что не запрещено». Потому он и пошел на смерть — демон не запретил ему этот выбор. Арендт, ссылаясь на Ксенофонта, полагает, что демон рассуждал лишь о политических делах: «Если верить Ксенофонту, Сократ уподоблял своего демона оракулу и настаивал на том, что их обоих следует использовать только для человеческих дел, в которых нет ничего определенного, но не для проблем искусств и ремесел, где все предсказуемо» (4, с. 18In).

Кроме того, иногда демон отождествлялся с богом — с тем самым богом в единственном числе, которого столь часто упоминал Сократ (см., напр.: 8, с.72, 690) и служение которому он признавал всю свою жизнь. Это было одним из двух главных пунктов обвинения («Сократ развращает юношей и не почитает богов») и, очевидно, именно из-за него Сократ умер.

Здесь мы переходим к очень сложной проблеме -монотеизма Сократа. Некоторые комментаторы склонны видеть в Сократе провозвестника монотеизма и, более конкретно, христианства. Но даже без таких смелых утверждений трудно не заметить глубокое сродство учений Сократа и Иисуса Христа (см., напр.: 11; 4, с.75, 246-247).

И Сократу, и Христу было присуще глубокое понимание личности и общности личностей — сочетание, вероятно, больше никому, по крайней мере, из известных действующих лиц нашей ойкумены, не свойственное. Оба ощущали, утверждали и проповедовали абсолютную ценность личности, точнее, ее души. И оба понимали невозможность жизни личности в одиночестве. Различие между их учениями состоит в том, что Сократ еще верил в обустройство «коллективной» жизни на земле, Христос же учил о Граде Небесном, о соборности, о рае как о такой совместной жизни людей, в которой каждая личность достигнет абсолютного самоосуществления и будет пребывать в единстве с другими личностями — и божественными, и человеческими, — но не сольется с ними, не растворится, не потеряется. Таким образом, представление о том, что есть личность и что есть взаимодействие личностей, у Сократа и у Христа оказывается весьма сходным, почти тождественным. Отличие лишь в локализации — общность индивидов на земле или на небе.

К тому же в своей земной жизни оба понимали невозможность бытия вне людей, и оба позволили людям убить себя, хотя имели возможность избежать этого. И Сократ, и Христос не оставили ни одной строчки — о жизни и мыслях обоих мы знаем только от учеников; правда, у нас нет никакой гарантии, что их ученики не были отступниками. На мой взгляд, сравнение Платона с Иудой напрашивается само собой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, если отождествлять гражданственность с истинной, или идеальной, а не с исторически развивавшейся демократией, с агорой как абсолютной открытостью, с правом каждого человека (даже если он не входит ни в большинство, ни вообще в какую-либо группу) быть выслушанным, исповедовать и проповедовать свои взгляды и не беспокоиться о своей безопасности, то Сократ действительно был последним философом-гражданином. А настоящее гражданство, если когда и существовало, то только в VIII — IV вв. до н.э. в Афинах (с очевидной поправкой на невключенность в состав граждан рабов, женщин, детей и иностранцев). Даже в тогдашних Афинах демократия была исключающей, границы толерантности были очень жесткими — она существовала только по отношению к взрослым свободным мужчинам местного происхождения, а о плюрализме и речи быть не могло.

В эпоху, когда стала популярной философия постмодернизма, вопрос о демократии и о границах «кооперации равный' возник вновь. Эти рамки расширяются в том, что касается пола, цвета кожи, национальности, внешности, языка, культуры, однако препятствия такому расширению огромны.

Вместе с тем появляются так наз. мультикулыуральные теории, концепции «планетарного сознания», в которых предполагается, что взрослые европейцы мужского пола — не пуп земли: люди действительно равны, просто они разные, иногда вообще несопоставимо разные («Слишком даже широк человек, я бы сузил», — говорил у Ф.Достоевского Дмитрий Карамазов).

В качестве заключения я только перечислю авторов, которые в разное время, с разных сторон и исходя из разных культур фактически пришли к аналогичным выводам.

Ж.-Ж. Руссо первым в философии Нового времени поставил вопрос о неабсолютности новоевропейской культуры и написал о так наз. дикарях если не с пониманием, то, по крайней мере, с сочувствием. Созданный Руссо образ дикаря предвосхищает, с одной стороны, исследуемую со второй половины XIX в. и по сей день проблематику мультикультурализма (Ч.Тэйлор в книге «Политика признания» и другие авторы): есть разные люди и разные культуры, а не худшие и лучшие; с другой — планетарного сознания (Т.Маккена в работе «Пища богов» и др.): все мы есть дети одной планеты, и нам надо не рвать ее на куски, а соединиться в общении с ней и друг с другом.

Дж.Ст. Милль в книге «О свободе» критикует современную ему культуру и говорит о диалоге и терпимости как о единственных способах совместного существования. Человек может исповедовать любые взгляды, если они не наносят вреда ему или другим; более того, человек должен придерживаться собственных, а не навязанных ему взглядов, ибо это залог позитивных изменений в обществе.

Труд Н.С.Трубецкого «Европа и человечество» обычно рассматривают как пролог к евразийству, однако в тексте мы можем обнаружить поразительное сходство идей с теми, которые появились несколькими десятилетиями позже в работах упоминавшихся выше авторов. Трубецкой, например, указал на один из главных парадоксов западноевропейской культуры — эта культура, выросшая из древнегреческого полиса и претендующая на звание единственно демократичной, на самом деле прибегает (во внешних делах — всегда, а во внутренних — зачастую) не к диалогу как способу общения свободных людей, но к насилию — способу общения рабов (см. выше цитату из ХАрендт). О новоевропейской культуре, названной им эгоцентрической, Трубецкой пишет: «Ясно должно быть всякому, что тот или иной вид эгоцентризма может быть оправдан только силой, что ...он есть всегда удел лишь победителя» (12). Несколько десятилетий спустя В.Беньямин в «Тезисах по философии истории» скажет: если спросить, чьим сторонником является критикуемый им ис-торицизм, ответ будет очевиден — сторонником победителя (13).

Г.Маркузе («Одномерный человек») и Э.Фромм ( см. его работы «Анатомия человеческой деструктивности», «Иметь или быть», «Бегство от свободы») утверждают то же самое: человек ушел от своей истинной жизни — жизни в себе и жизни с другими людьми; он измеряет себя, других и весь мир мерилами, не имеющими никакого отношения к подлинному бытию как мира, так и личности; он отказался от истинного общения ради мнимого.

Критика того, что называют «современной цивилизацией», становится все острее, а возможность изменить ситуацию — реальнее и необходимее. Однако важно помнить: просто сказать, что европейская «цивилизация мужчин»* никуда не годится, не только не является решением проблемы, но и извращает сам принцип терпимости. Проблема в том, чтобы каждому нашлось место — каждому человеку и каждой культуре. А саму возможность подобного дискурса дала эта, пусть и несовершенная, западная демократия.

Сократ как фигура, разграничивающая эпохи, может помочь нам понять нечто важное. К примеру, только из одной проблемы диалога и внутреннего диалога вытекает множество других проблем и возможностей их решения. Ведь, с одной стороны, «отличительная черта человеческой жизни — ее фундаментально диалогический характер», по словам классика мультикультура-лизма Ч.Тэйлора (15), а с другой стороны, диалог — это уже раздвоение личности, возникновение того «несчастного сознания», которое так мучило европейских философов, да и, наверное, любого мыслящего человека.

Вопросы соотношения личного и общественного, абсолютных ценностей и политических действий, функций частного лица и гражданина, иными словами — о том, кто и что творит политику, — являются сейчас, вероятно, самыми важными.



Джерело: http://www.politstudies.ru/N2004fulltext/1998/5/15.htm
Категорія: Political scientist | Додав: Alex_Kh (14.09.2010) | Автор: Юлия Александровна Минеева
Переглядів: 2772 | Теги: платон, Сократ, политика, политолог, Философ, полис, Гражданин, Демократия, античность, политик | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Пошук
Наші друзі
ПолитНаука™ - политология в России и мире. Книги, учебники, статьи. История политических учений, теория политики, прикладная политология
ПолитНаука - политология в России и мире
Журнал
журнала «Международные процессы»
 Научно-образовательный форум по международным отношениям
Журнал ПОЛИТЭКС Politology.us Электоральная география 2.0
...
полис история Оруэлл язык общество трансформция украина периодизация развитие політолог Україна Політик історія лідерство наука навчальна дисципліна політична наука перспективи трансформация політологія Рудич політична еліта політична культура туризм политология Америка вуз европа методика обзор преподавание политик профессия политтехнолог политическая наука парадигма классификация методология политология международных отношений политолог политика античность Гражданин Демократия платон Сократ Философ внешняя политика Клифтон Морган Палмер Реализм компенсаторная модель некомпенсаторная решения
Copyright "Циніки" © 2024