Середа, 08.05.2024, 05:43
Для мудреца нет ничего чуждого и недоступного!

Головна | RSS
Меню сайту
Категорії розділу
Political science [13]
Political scientist [4]
Politics [4]
Other [0]
Наше опитування
Оцініть мій сайт
Всього відповідей: 21
Статистика

Онлайн всього: 1
Циников: 1
Прохожих: 0
Форма входу
Головна » Статті » Political science

Активные методики преподавания политологических дисциплин в англо-американской и европейской вузовской практике: краткий обзор проблематики

Предварительный анализ поставленной проблемы опирается на публикации последних десяти лет в англоязычных журналах, дайджестах и бюллетенях, освещающих как общие вопросы вузовского преподавания и обучения, так и специальные аспекты преподавания политологических дисциплин [1]: 1) "Teaching in Higher Education”, 2) "The Chronicle of Higher Education”, 3) "Knowledge & Policy”, 4) "Perspectives on Political Science”, 5) "International Journal of Leadership in Education”, 6) "International Studies Perspectives”, 7) "Journal of Education Policy”, 8) "Maclean's”, 9) "Journal of Political Science Education”, 10) "Political Studies Review”.

Среди вышеперечисленных изданий только № 3, 4, 6, 10 непосредственно акцентируют внимание читателей на вопросах методологии и методики преподавания. Однако если обратиться к характеру поднимаемых на страницах этих журналов проблем, то мы обнаружим, что все они касаются не собственно политологии (political science), а политико-управленческих дисциплин (policy sciences), имеющих сугубо прикладной характер. К числу последних можно отнести прикладной политический анализ (public policy analysis), политическое консультирование (consulting), государственное управление (public administration or public management), принятие политических решений (public policy - making), мировую политику (world or international politics), политическую коммуникативистику (policy communications) и др. Таким образом, изучение, например, философии политики (political phylosophy) или теории международных отношений (theory of international relations), обычно не связывается с применением активных методик обучения. Возможно, это обусловлено широко распространенным среди американских политологов мнением Г. Лассуэла, что только политико-управленческие науки могут дать основу для разработки конкретных политологических методов и аналитических технологий.

В связи с вышесказанным следует отметить, что в учебных планах по политологии и международным отношениям, которые успешно реализуются в российских университетах, общетеоретические дисциплины занимают большее место, чем на Западе. Зачастую в отечественной методической литературе повторяется приблизительно один и тот же набор методик, распространенных на Западе с 1950-х гг. К ним относятся «традиционные» активные методики, широко применяемые в обучении международным отношениям – ролевые игры (simulation games) - компьютеризированные и разыгрываемые в аудитории, мозговые штурмы (brainstorming), ориентированные на анализ ситуации и прогноз ее развития (situational analysis) или на принятие решения, способного разрешить ситуацию (case study) [2]. Особого внимания заслуживает развитие в отечественной практике проектных методик, предполагающих самостоятельную творческую работу студентов над индивидуальным или коллективным проектом, не имеющим определенного эталонного решения.

В политико-управленческих дисциплинах для обозначения методик преподавания используются термины "teaching policy methods ” и " instructional techniques ”. Последнее понятие ближе не к методикам преподавания, а к экспертно-аналитическим процедурам и поэтому выведено за рамки данного обзора.

Термин ”teaching policy methods” можно перевести двумя способами: 1) в широком значении – это методы изучения политики, 2) в узком значении – это методики преподавания дисциплин политологического цикла. При этом речь идёт не только о процессе обучения учащихся, но и тренинга преподавателя, поэтому для разделения значения часто используются понятия "training methods” (методы тренинга преподавателей) и "learning methods” (обучение/деятельность учащихся), так как процесс преподавания – это полиобъектное явление [3].

Типологически выделяют следующие категории методик преподавания политико-управленческих дисциплин:

1) активные (active) и пассивные (passive) [4],

2) индивидуальные (individual) и групповые (collective or group),

3) саморефлексивные (reflection-in-action) и регулятивные (active-reactive),

4) инновационные и творческие (innovative and creative).

Исследования австралийского преподавателя Росса Геста показали, что качество преподавания и усвоения материала учащимися напрямую не связано с индивидуальным или групповым характером деятельности, но обнаружена прямо пропорциональная зависимость качества и объёма полученных неакадемическими студентами политических знаний от формы их деятельности на занятии (см. схему 1) [5]. Под неакадемическими студентами Гест понимает учащихся, которые не обладают правильной мотивированностью и не осознают значение образования в своей жизни и дальнейшей профессиональной деятельности. Социологические опросы среди учащихся показывают, что в вузах России наблюдается серьезное преобладание неакадемических студентов (до 85 % от общей численности).

Cхема 1

maintext

Источник : Guest, R. The Instructor Optimal Mix of Teaching Methods / R. Guest // Education Economics. - Vol. 9. - 2001. - No. 3. - P. 315.

К пассивным методикам преподавания обычно относят лекции и индивидуальные консультации студентов с преподавателем (individual consultations), то есть набор традиционных методов весьма ограничен, чего нельзя сказать об активных методиках.

Среди последних часто выделяют:

1) initial or decision conference [6] – имитационная учебная игра, в ходе которой имитируется принятие политического или управленческого решения. Имитационная игра включает в себя: а) подготовку сценария в соответствии с повесткой дня реального государственного органа власти, б) фиксацию ролевых функций участников, в) разработку правил и процедур работы, г) отбор, оценка и экспертиза решения, д) подведение итогов игры преподавателем.

2) host debates, chat rooms, on-line symposiums – разновидности интерактивных конференций по проблеме, открыто проходящие на образовательных порталах университета либо библиотеки.

3) interactive workshops or tutorials – проблемный семинар, где каждый студент обязан в рамках проработки теоретического материала представить аудитории для последующего обсуждения пример (case-study) из реальной политической или международной жизни.

4) on-line tutorials – разновидность проблемного семинара, ведущаяся с использованием e - mail технологий.

5) problem essay – презентация результатов индивидуального исследования-эссе, работа над которым проводится студентом в течение учебного семестра, а его защита проходит перед аудиторией, где присутствуют преподаватели факультета и небольшая часть студентов.

6) technical consultations – технические коллективные (идущие регулярно раз в неделю) консультации, по форме проведения напоминающие нетрадиционное экспертное совещание с применением экспертных процедур (Delphi, brainstorming, Synectic) и методик политического консультирования.

В целом этот представленный выше набор методик характерен для всех европейских и американских университетов, где ведётся преподавание политико-управленческих дисциплин. Правда, анализ учебных программ и планов ряда американских университетов зафиксировал наличие уникальных процедур проверки студенческой активности, присущих только конкретному университету (например, on-line classrooms).

В целом при первичном сравнении активных методик преподавания политологии, использующихся в европейских и американских университетах, выявляется следующая тенденция: в американских университетах индивидуальные и инновационные методики преобладают над коллективными и творческими, что подчёркивает индивидуальность, независимость от обстоятельств учащегося и способствует его саморазвитию через самотворчество. В этом аспекте равнение российской системы высшего образования в процессе «мягкого вхождения» в Болонскую систему на европейские стандарты качества преподавания может означать выбор одной из двух парадигм активного обучения, в то время, как следовало бы ориентироваться на лучшие стороны как заокеанского, так и европейского опыта.

В этой связи наиболее актуальной остаётся проблема обобщения и использования имеющегося российского и зарубежного опыта применения активных методик преподавания политологических дисциплин, а также построения новой «философии обучения», ориентированной на учащихся и «предполагающей перенос центра тяжести с чтения лекций на самостооятельные занятия и исследования студентов…» [7].

1. Аналитическая записка выполнена на основе баз данных EBSCO Academic Search Premier и EBSCO Educational Resources , которые содержат полнотекстовые электронные версии всех материалов перечисленных журналов. Доступ к базам данных предоставлен на бесплатной основе компанией EBSCO - Russia .

2. См. библиографию российских и украинских работ до 2002-ого г. по активным методам преподавания в высшей школе на сайте Донецкого национального университета по адресу:http://donntu.edu.ua

3. См. об этом: Kirpotin, S. The Challenge of Developing Innovative Teaching Methods in Russian University / S. Kirpotin // Teaching in Higher Education. - Vol. 4. - No. 3 (July 1999).

4. Правда в последнее время американские педагоги часто говорят о существовании промежуточных активно-пассивных и пассивно-активных методиках преподавания.

5. Guest, R. The Instructor Optimal Mix of Teaching Methods / R. Guest // Education Economics. - Vol. 9. - 2001. - No. 3.

6. Методика была заимствована из корпоративного менеджмента в конце 1970-х гг.

7. Фадеева, Л. А. Проблемы развития университетской политологии в регионах России в контексте Болонского процесса / Л. А. Фадеева // Политические исследования. – 2005. - № 5. – С. 149.



Джерело: http://w3.ivanovo.ac.ru/win1251/news/more/conference/mainframe.htm
Категорія: Political science | Додав: Alex_Kh (30.08.2010) | Автор: Зобнин А.В., Полывянный Д.И. E
Переглядів: 2013 | Коментарі: 1 | Теги: обзор, европа, Америка, методика, вуз, политология, преподавание | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Пошук
Наші друзі
ПолитНаука™ - политология в России и мире. Книги, учебники, статьи. История политических учений, теория политики, прикладная политология
ПолитНаука - политология в России и мире
Журнал
журнала «Международные процессы»
 Научно-образовательный форум по международным отношениям
Журнал ПОЛИТЭКС Politology.us Электоральная география 2.0
...
полис история Оруэлл язык общество трансформция украина периодизация развитие політолог Україна Політик історія лідерство наука навчальна дисципліна політична наука перспективи трансформация політологія Рудич політична еліта політична культура туризм политология Америка вуз европа методика обзор преподавание политик профессия политтехнолог политическая наука парадигма классификация методология политология международных отношений политолог политика античность Гражданин Демократия платон Сократ Философ внешняя политика Клифтон Морган Палмер Реализм компенсаторная модель некомпенсаторная решения
Copyright "Циніки" © 2024