ОБЩИЙ ОБЗОР СИЛЬНЫХ И
СЛАБЫХ СТОРОН НАШЕЙ ПОЛИТОЛОГИИ
Сегодня
для подавляющего большинства специалистов-гуманитариев снят характерный для
середины 1960 — 1970-х годов вопрос о целесообразности выделения науки о
политике в качестве самостоятельной дисциплины. Его сменила другая важнейшая
проблема, связанная с концептуализацией самой политологии, — это проблема обоснования ее внутренней
целостности или дифференцированности, понимания ее как интегрированной научной
системы или как совокупности отдельных (суб)дисциплин.
[…]
В то же
время наряду с нарастающей дифференциацией политического знания получают
распространение и контртенденции, предполагающие создание некой универсальной
науки о политике на базе философии и знаний о человеке (1).
[...]
В целом
панорама теоретических исследований политики в России вполне отображает тезис
М.Вебера о том, что качество явления, позволяющее считать его политическим,
"не есть нечто присущее ему как таковому объективно", а
"обусловлено направленностью нашего познавательного интереса,
формирующегося ...в рамках культурного значения" (4). Различные научные
ассоциации и складывающиеся школы, открыто или латентно формулируя свои
основания отбора и классификации фактологической базы данных, критерии
ранжирования приоритетов, задают собственный масштаб и характер интерпретации
той или иной группы явлений, предрешающие в конечном счете продуктивность их
исследований. Правда, в условиях переходного состояния общественных отношений,
может быть, большую чем обычно роль в определении предмета политической науки
играют ценностные ориентации ученых, которые намечают соответствующую систему
координат, в свою очередь, предполагающую первичные очертания политики, видение
ее природы и места в общественной жизни. В результате "нагруженных" трактовок
привычный для науки облик политического мира не только радикально изменяется,
но и в целом его теоретический образ достраивается либо реконструируется в
соответствии с ценностными установками исследователей, предопределяя развитие
политологии по законам аксиологических структур.
[...]
В то же время не все отечественные исследователи четко осмысливают
проблему определения специфики политических явлений и объектов. Подобная
деконцептуализация политического происходит, когда "понятие политики
слишком богато, ...чтобы можно было его втиснуть в рамки дефиниции, сколь бы
пространной она ни была" (5, с.77). Поэтому якобы нет и надобности
проводить теоретические демаркации для различения понятия политического и
других модусов реальности — ведь "каждое явление есть одновременно
экономическое и политическое" (5, с.272). Другие авторы несколько иначе
решают проблему определения своей концептуальной позиции, полагая, что
политикой является все то, "что люди сами считают политикой" (см.,
напр.: 6). Эти последователи М.Дюверже, считавшего, что не может быть понятия
"общей политики", почти дословно повторяют мысль М.Хеттиха, который
утверждал, что "политика не является изначально заданной, четко
отграниченной областью, а представляет собой лишь то, что таким образом
характеризуют люди" (7).
Еще одним
показателем неотрефлексированности специфики сферы политического, уклонения от
решения общих проблем, связанных с дефиницией теоретико-методологической
парадигмы политологии, является отождествление сфер науки и политической
практики. Правда, в англо-американской традиции до сих пор сохранились подходы,
усматривающие в "политике" область и научных, и практических
действий, однако это не означает ее понимания как явления, где теория и
практика неразличимы, и тем более трактовку политической науки как "вида
практической деятельности", на чем, напротив, настаивают некоторые
отечественные ученые (см., напр.: 8).
Контаминацию
представлений о политике отражает и довольно существенное распространение
публикаций, в которых она рассматривается в виде некоего синтетического объекта
"социально-политических" или "политико-правовых" (и
аналогичного рода) исследований. В подобных недифференцированных, или
"наивных", подходах обычно нет четких указаний на определенный аспект
социальности, который позволяет концептуализировать политику как особый тип и
класс общественных объектов. Тем самым она вроде бы признается случайной,
неорганической стороной жизнедеятельности общества. Иными словами, политика
"исчезает" в своем качестве феномена, обладающего собственными
природой и значением для человека. Подобные взгляды вольно или невольно лишают
политику ее экзистенции, утверждая либо полный произвол исследователя в
понимании политического, либо отказываясь осмыслять последнее как особый класс
явлений.
[...]
ТЕМАТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Если
представить себе предметное поле и структуру отечественной политической науки в
целом, то все-таки поддается фиксации ряд не вполне равновесных и тем более не
всегда строго выделенных тематических линий, а именно:
— 1.
Общеметодологические проблемы (объект, предмет, методы политического анализа);
— 2.
История политической науки;
— 3.
Механизмы формирования и функционирования политической власти;
— 4.
Система социального представительства и субъекты политики (элиты, группы
интересов, лидеры, государственный аппарат);
— 5.
Этнополитология;
— 6.
Политические системы, режимы и институты;
— 7.
Процессуальные аспекты политики (политическое, в т.ч. электоральное, поведение,
политические изменения и т.д.);
— 8.
Неинституциональные аспекты политики (политические сознание, идеология,
психология, культура и политические коммуникации);
— 9.
Международные политические отношения и геополитика.
[...]
Наиболее общие парадигмальные подходы могут трактовать сущность,
источники и границы распространения политики как явления: а)
сверхестест-венного; б) социального или в) природного происхождения.
[…]
I.
Большинство российских исследователей, исходящих как из политико-правового,
социологического, философского, исторического, так и из собственно
политологического концептуального базиса, трактуют политику в качестве некоего
макроявления, возникающего в результате интеракций групповых (коллективных)
субъектов по поводу использования ими прерогатив государственной власти. Иными
словами, они признают, что синтез двух социальных субстанций — власти и
государства, позволяя в целом именовать данный подход субстанциональным,
создает качественно новую предметно обусловленную и организованную среду, где
субъекты и носители властных интересов, заинтересованные в перераспределении
ресурсов, оспаривают прерогативы самого мощного общественного института.
Понятно, что в рамках этой парадигмы теоретико-предметные различия обусловлены
в основном теми или иными акцентами на многообразные аспекты взаимодействия
власти, государства и групповых субъектов.
[...]
II. Наряду с этими — наиболее распространенными — точками зрения
выделяется и целый пласт так наз. системных позиций. Придерживающиеся их
исследователи понимают политику прежде всего как явление опосредованное,
вызванное к жизни воздействием иных сфер и систем общественной жизни. Типичные
проявления такого подхода — еще весьма популярные в наших общественных науках
экономоцентристские варианты марксистского учения, рассматривающие политику как
"специфическую форму существования и развития экономики классового
общества", "превращенную форму экономики" (20) или же, как в более
лапидарной форме пишет С.Андреев, "способ взаимоотношения классов через
государственную власть" (где классы прежде всего выступают носителями
собственности) (21; см. также: 22). Общеизвестно, что в недалеком прошлом на
нашем интеллектуальном рынке весьма заметными были идеи, обусловливающие
природу политики причиняющим воздействием права.
Вместе с
вышеуказанными точками зрения в рамках системного же подхода можно
зафиксировать и попытки возродить (видимо, вслед за Ю.Хабермасом) и
аристотелеву традицию, подчеркивающую этико-нормативное происхождение политики.
В частности, Б.Капустин полагает: человек в политике являет собой прежде всего
"существо нравственно разумное (способное различать добро и зло,
справедливость и несправедливость) и коммуникативное (обладающее речью как
способностью выражения и передачи нравственных суждений)", что и создает
саму "возможность политической жизни" и "осуществления человека
как существа политического" (23).
[...]
III. Свои критерии и оценки предлагают для идентификации политики
сторонники универсалистских подходов, ставящие во главу угла те явления,
которые не столько специфицируют, сколько объединяют ее с другими областями
социальной жизни. Здесь основанием концептуализации политики могут выступать
элементарный поведенческий акт, поступок человека, авторитет, влияние,
целенаправленная деятельность, порядок, господство, контроль и т.п.
[...]
К категории универсалистских подходов следует отнести также
парсонсианские по существу толкования политики в качестве "универсальной способности
осуществлять целедостижение ...в "игре всерьез" (28, с.27).
Своеобразный способ поставить знак равенства между политикой и другими сферами
либо аспектами социального — это подходы, отождествляющие весь исторический
процесс с процессом политическим (см.: 29).
Вместе с
тем относительно самостоятельным подвидом описываемого подхода являются
конфликтологические трактовки политики, предполагающие, что "политика есть
не что иное, как сфера деятельности по разрешению и производству
конфликтов" (30; см. также: 31). Понятно, что при таком ракурсе все
практические политические действия рассматриваются как формы инициирования,
урегулирования и разрешения конфликтов; следовательно, и развитие политики
непосредственно связывается с возникновением и завершением существования этой
формы взаимодействия людей.
[...]
ОСОБЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОЛИТИКИ
Такого
рода ограничения, как нам представляется, преодолеваются в весьма специфических
и нетрадиционных для российской политической науки, недавно появившихся на
нашем интеллектуальном рынке культурантропологических подходах (34; 35; 36;
37). Они в целом признают социальным источником политики не факторы
человеческой среды, окружения, а самого человека, точнее — личность,
ориентированную на приобретенные в ходе своей эволюции, но не на врожденные
цели и ценности, сохранившую притом все характеристики живого, а не
"книжного", абстрактного человека. В этом смысле феномен
политического возникает при опосредовании человеческого поведения не интересами
и структурами, а ценностями, символами, традициями, обычаями, ритуалами. Тем
самым институционализация, структурная организация и формальная упорядоченность
проигрывают по значению факторам внутренней ориентации субъекта.
По
существу такая позиция является продолжением основательных мировых научных
традиций, в русле которых политика рассматривается как сфера, формируемая
самими индивидами и их группами, а политическое сообщество оценивается в
качестве органической части гражданского (Локк, Руссо). В этой парадигме упор
сделан на преобладании ценностей, элементов культурного поля, следовательно,
подобные взгляды могут быть расценены и как продолжение отечественных традиций
славянофилов, почвенников, религиозных идеалистов, отталкивавшихся от
"органического понимания политики", должной быть ориентированной на
сохранение человеческого рода и культурного пространства общества.
Парадигмальные
особенности культурантропологической "семьи" подходов
противопоставлены не только физикалистским, но и любым другим редукционистским
процедурам сведения простого к сложному (биоцентризму, экономоцентризму,
правоцентризму и т.д.). Их главный постулат — рассмотрение политики как
естественной среды человеческого бытия и одновременно области индивидуального
самовыражения, личной презентации, основанной на свободном, культурно
обусловленном выборе человека.
[...]
Близкую в данном смысле позицию занимают в отечественной
политической науке психологические подходы (40), которые в качестве начала
политики рассматривают чувственно-эмоциональные компоненты внутренней среды
homo politicus. "Политика, — пишет А.Юрьев, — несомненно, явление
психологическое в первую очередь, а потом уже экономическое, военное и другое"
(41). Таким образом, психико-психологическая мотивация действий элит, лидеров,
избирателей, партийных активистов, других десятков и сотен исполнителей
специализированных ролевых функций становится базовым фактором, объясняющим
сущность и характер политических изменений. Эта парадиг-мальная линия дает
возможность привлечь исключительно тонкие исследовательские технологии для
анализа мира политики, но не всегда может объяснить или вообще оперировать
макрофакторами политического процесса.
[...]
К последнему типу теоретических подходов может быть отнесена
биополитическая теория (42), рассматривающая политическое поведение как одну из
форм эволюции и адаптации организма к условиям его существования, сложившуюся
под влиянием естественного отбора как результат действия его психологических и
физиологических механизмов, а политику — как форму доминирования субъектов в
человеческих взаимоотношениях. В отечественной литературе существует довольно
мощная традиция биополитических (и в более широком виде — биосоциальных) подходов.
Еще в 1872 г. А.Стронин писал, что "политика отправляется от
психологического феномена впечатления и рефлекса" (43). Внесли свой вклад
в подобное понимание природы политики и русские анархисты в XIX ст. (прежде
всего П.Кропоткин).
Чисто
теоретически сторонники этих взглядов исходят из наличия общих для человека и
высших обезьян поведенческих паттернов (образцов), базисных (физико-химических,
социальных) потребностей, а также механизмов адаптации и взаимодействия с себе
подобными (альтруизм, агрессия), которые со временем не претерпевают почти
никаких качественных изменений. Понятно, что такая интерпретация не проводит
четких различий между природой и обществом, законами природы и культурными
закономерностями.
Главный
объект при биополитическом анализе — политическое поведение, которое
рассматривается как активность, связанная с распределением ресурсов внутри
группы; следовательно, биоинвариант человеческого организма выступает
своеобразной константой при объяснении всего политического. Тем самым политика выглядит
явлением более древним, чем культура. Отсюда и обоснование главной задачи
биополитиков — сохранить генетический материал человека в процессе поведения,
используя разнообразные механизмы "передачи настроения", пробуждения
чувств "политического здоровья" и "стремления" к послушанию
вождю и т.д.
[…]
Видимо,
есть основания рассматривать в качестве самостоятельного подвида
натуралистической парадигмы и геополитические подходы. Речь в данном случае
идет не просто о "парафразе" изучения международных отношений, а о
своде постулатов, ставящих природу политики в принципиальную зависимость от
территориального положения и организации государств.
[...]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: РАЗНЫЕ ОБЛИКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
При общей
оценке обозначенных парадигмальных подходов надо отметить: несмотря на весьма
обширный круг идей относительно мира политики, представленных в отечественной
политологии, очевидно, что далеко не все из них поднимаются до того
теоретического уровня объяснений, на котором только и может успешно развиваться
серьезная наука. К тому же несомненна и неосвоенность нашими специалистами ряда
концептов и методик, плодотворно использующихся на Западе. Так, в российской
политологии незначительно представлены игровые и информационно-коммуникативные
идеи, позиции, трактующие природу политической материи в духе К.Шмитта или же
ставящие во главу угла авторитет и иные моральные субстанции.
[...]
Иными
словами, парадигмальные концепты конкретизируются в зависимости от понимания
политики как: а) сферы общественной жизни, выполняющей некоторые задачи в
рамках социального целого; б) типа определенной деятельности; в) особого вида
общественных отношений. Соответственно, на первый план могут выходить либо ее
функциональные (специфика регулятивных способностей политики по сравнению с
правом, моралью, религией и др.) компоненты; либо поведенческие
(конкурентность, рисковость, идеологические и иные установки и др.); либо
элементы межсубъектного взаимодействия (институты, нормы, статусы и др.)
Наиболее
выраженный консенсус среди отечественных политологов достигнут в понимании
свойств политики как своеобразной сферы общественной жизни, выполняющей
регулятивно-принудительные и управленческие функции. Однако и в этом существуют
некоторые разногласия, поскольку само понятие "сфера" предполагает
характеристику не только функциональных свойств, но и определение соотношения
политики с другими областями общественной жизни, обусловливающими ее место в
социуме в целом. Например, политику рассматривают как составную часть
гражданского общества (С.Перегудов); как самостоятельную сферу наряду с
гражданским обществом и экономикой (К.Гаджиев); и даже как сферу, существующую
наряду с гражданским обществом и государством (Ю.Коноплин).
[...]
Наиболее представительна» группа ученых полагает, что феномен
политического формируется в связи с эволюцией классовых отношений и
возникновением исторического свидетеля и организатора этих непримиримых
отношений — государства (49).
[...]
Несколько иные черты выделяют другие ученые, полагающие, что
политическое пространство, в котором возникают новые статусы и отношения стратификации,
механизмы и принципы взаимодействия между людьми и их вторичными ассоциациями,
складывается на пересечении ряда тенденций, в частности: потребности общества в
новой системе регулирования, превосходящей по своей силе возможности права,
морали или религии; необходимости совмещения интересов жизнеспособных и
традиционных групп; потребности в институционально закрепленной "третьей
силе", принудительно разрешающей социальные конфликты, не улаживаемые за
счет самоорганизации и самоуправления. В соответствии с данным пониманием
выделяются такие свойства политики, как инклюзивность, т.е. способность
проникнуть в другие сферы общественной жизни, что перманентно изменяет ее
объем; обязательное соучастие в распределении государственных ресурсов и
управляющих, и управляемых; сочетание стихийных и сознательных, рациональных и
иррациональных действий (12, с.84—85; 50).
В
последние годы российские ученые заинтересовались анализом не исследовавшихся в
советский период хронотопических свойств политического, т.е. характеристиками
пространственно-временных (топологических и темпоральных) черт политической
активности граждан (см., напр.: 51).
[...]
Политическое
выступает как совокупность взаимосвязанных "местосвершений"
(локализаций) отдельных действий, т.е. как своеобразное пространство,
отличающееся высотой и глубиной, отношениями отдаленности и близости, передним
и задними планами, левой, средней, правой "оконечностями" и другими
характеристиками, которые, в свою очередь, фиксируются в ментальности, продуктах
культурной деятельности, языке и многих других элементах и механизмах
взаимодействия людей.
[...]
Парадигмально
определившиеся модели соседствуют здесь с многочисленными неустоявшимися
подходами, которым свойственна неотрефлексированность природы и многих граней
политического. Пока именно это создает неповторимый интеллектуальный образ российской
политологии, тот идейный поток, где нетесно и нынешним — весьма разноликим —
генерациям ученых, а главное — оставлено место и для будущих поколений
теоретиков, которым наверняка удастся лучше разгадать загадки политического
мира. Сегодня же, вписываясь в общее духовное развитие страны, политологи
проявляют свое пока еще не вполне четкое, но уже довольно заметное мнение.
Именно по этому мнению наши потомки будут судить о переломном времени
российской науки.
Джерело: http://www.politstudies.ru/N2004fulltext/1998/4/2.htm |