Середа, 08.05.2024, 21:36
Для мудреца нет ничего чуждого и недоступного!

Головна | RSS
Меню сайту
Категорії розділу
Political science [13]
Political scientist [4]
Politics [4]
Other [0]
Наше опитування
Оцініть мій сайт
Всього відповідей: 21
Статистика

Онлайн всього: 1
Циников: 1
Прохожих: 0
Форма входу
Головна » Статті » Political science

Мозаичная парадигматика российской политологии

ОБЩИЙ ОБЗОР СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН НАШЕЙ ПОЛИТОЛОГИИ

Сегодня для подавляющего большинства специалистов-гуманитариев снят характерный для середины 1960 — 1970-х годов вопрос о целесообразности выделения науки о политике в качестве самостоятельной дисциплины. Его сменила другая важнейшая проблема, связанная с концептуализацией самой политологии, — это проблема обоснования ее внутренней целостности или дифференцированности, понимания ее как интегрированной научной системы или как совокупности отдельных (суб)дисциплин. 

[…]

В то же время наряду с нарастающей дифференциацией политического знания получают распространение и контртенденции, предполагающие создание некой универсальной науки о политике на базе философии и знаний о человеке (1).

[...]

В целом панорама теоретических исследований политики в России вполне отображает тезис М.Вебера о том, что качество явления, позволяющее считать его политическим, "не есть нечто присущее ему как таковому объективно", а "обусловлено направленностью нашего познавательного интереса, формирующегося ...в рамках культурного значения" (4). Различные научные ассоциации и складывающиеся школы, открыто или латентно формулируя свои основания отбора и классификации фактологической базы данных, критерии ранжирования приоритетов, задают собственный масштаб и характер интерпретации той или иной группы явлений, предрешающие в конечном счете продуктивность их исследований. Правда, в условиях переходного состояния общественных отношений, может быть, большую чем обычно роль в определении предмета политической науки играют ценностные ориентации ученых, которые намечают соответствующую систему координат, в свою очередь, предполагающую первичные очертания политики, видение ее природы и места в общественной жизни. В результате "нагруженных" трактовок привычный для науки облик политического мира не только радикально изменяется, но и в целом его теоретический образ достраивается либо реконструируется в соответствии с ценностными установками исследователей, предопределяя развитие политологии по законам аксиологических структур.

[...]

В то же время не все отечественные исследователи четко осмысливают проблему определения специфики политических явлений и объектов. Подобная деконцептуализация политического происходит, когда "понятие политики слишком богато, ...чтобы можно было его втиснуть в рамки дефиниции, сколь бы пространной она ни была" (5, с.77). Поэтому якобы нет и надобности проводить теоретические демаркации для различения понятия политического и других модусов реальности — ведь "каждое явление есть одновременно экономическое и политическое" (5, с.272). Другие авторы несколько иначе решают проблему определения своей концептуальной позиции, полагая, что политикой является все то, "что люди сами считают политикой" (см., напр.: 6). Эти последователи М.Дюверже, считавшего, что не может быть понятия "общей политики", почти дословно повторяют мысль М.Хеттиха, который утверждал, что "политика не является изначально заданной, четко отграниченной областью, а представляет собой лишь то, что таким образом характеризуют люди" (7).

Еще одним показателем неотрефлексированности специфики сферы политического, уклонения от решения общих проблем, связанных с дефиницией теоретико-методологической парадигмы политологии, является отождествление сфер науки и политической практики. Правда, в англо-американской традиции до сих пор сохранились подходы, усматривающие в "политике" область и научных, и практических действий, однако это не означает ее понимания как явления, где теория и практика неразличимы, и тем более трактовку политической науки как "вида практической деятельности", на чем, напротив, настаивают некоторые отечественные ученые (см., напр.: 8).

Контаминацию представлений о политике отражает и довольно существенное распространение публикаций, в которых она рассматривается в виде некоего синтетического объекта "социально-политических" или "политико-правовых" (и аналогичного рода) исследований. В подобных недифференцированных, или "наивных", подходах обычно нет четких указаний на определенный аспект социальности, который позволяет концептуализировать политику как особый тип и класс общественных объектов. Тем самым она вроде бы признается случайной, неорганической стороной жизнедеятельности общества. Иными словами, политика "исчезает" в своем качестве феномена, обладающего собственными природой и значением для человека. Подобные взгляды вольно или невольно лишают политику ее экзистенции, утверждая либо полный произвол исследователя в понимании политического, либо отказываясь осмыслять последнее как особый класс явлений.

[...]

ТЕМАТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Если представить себе предметное поле и структуру отечественной политической науки в целом, то все-таки поддается фиксации ряд не вполне равновесных и тем более не всегда строго выделенных тематических линий, а именно:

— 1. Общеметодологические проблемы (объект, предмет, методы политического анализа);

— 2. История политической науки;

— 3. Механизмы формирования и функционирования политической власти;

— 4. Система социального представительства и субъекты политики (элиты, группы интересов, лидеры, государственный аппарат);

— 5. Этнополитология;

— 6. Политические системы, режимы и институты;

— 7. Процессуальные аспекты политики (политическое, в т.ч. электоральное, поведение, политические изменения и т.д.);

— 8. Неинституциональные аспекты политики (политические сознание, идеология, психология, культура и политические коммуникации);

— 9. Международные политические отношения и геополитика.

[...]

Наиболее общие парадигмальные подходы могут трактовать сущность, источники и границы распространения политики как явления: а) сверхестест-венного; б) социального или в) природного происхождения.

[…]

I. Большинство российских исследователей, исходящих как из политико-правового, социологического, философского, исторического, так и из собственно политологического концептуального базиса, трактуют политику в качестве некоего макроявления, возникающего в результате интеракций групповых (коллективных) субъектов по поводу использования ими прерогатив государственной власти. Иными словами, они признают, что синтез двух социальных субстанций — власти и государства, позволяя в целом именовать данный подход субстанциональным, создает качественно новую предметно обусловленную и организованную среду, где субъекты и носители властных интересов, заинтересованные в перераспределении ресурсов, оспаривают прерогативы самого мощного общественного института. Понятно, что в рамках этой парадигмы теоретико-предметные различия обусловлены в основном теми или иными акцентами на многообразные аспекты взаимодействия власти, государства и групповых субъектов.

[...]

II. Наряду с этими — наиболее распространенными — точками зрения выделяется и целый пласт так наз. системных позиций. Придерживающиеся их исследователи понимают политику прежде всего как явление опосредованное, вызванное к жизни воздействием иных сфер и систем общественной жизни. Типичные проявления такого подхода — еще весьма популярные в наших общественных науках экономоцентристские варианты марксистского учения, рассматривающие политику как "специфическую форму существования и развития экономики классового общества", "превращенную форму экономики" (20) или же, как в более лапидарной форме пишет С.Андреев, "способ взаимоотношения классов через государственную власть" (где классы прежде всего выступают носителями собственности) (21; см. также: 22). Общеизвестно, что в недалеком прошлом на нашем интеллектуальном рынке весьма заметными были идеи, обусловливающие природу политики причиняющим воздействием права.

Вместе с вышеуказанными точками зрения в рамках системного же подхода можно зафиксировать и попытки возродить (видимо, вслед за Ю.Хабермасом) и аристотелеву традицию, подчеркивающую этико-нормативное происхождение политики. В частности, Б.Капустин полагает: человек в политике являет собой прежде всего "существо нравственно разумное (способное различать добро и зло, справедливость и несправедливость) и коммуникативное (обладающее речью как способностью выражения и передачи нравственных суждений)", что и создает саму "возможность политической жизни" и "осуществления человека как существа политического" (23).

[...]

III. Свои критерии и оценки предлагают для идентификации политики сторонники универсалистских подходов, ставящие во главу угла те явления, которые не столько специфицируют, сколько объединяют ее с другими областями социальной жизни. Здесь основанием концептуализации политики могут выступать элементарный поведенческий акт, поступок человека, авторитет, влияние, целенаправленная деятельность, порядок, господство, контроль и т.п. 

[...]

К категории универсалистских подходов следует отнести также парсонсианские по существу толкования политики в качестве "универсальной способности осуществлять целедостижение ...в "игре всерьез" (28, с.27). Своеобразный способ поставить знак равенства между политикой и другими сферами либо аспектами социального — это подходы, отождествляющие весь исторический процесс с процессом политическим (см.: 29).

Вместе с тем относительно самостоятельным подвидом описываемого подхода являются конфликтологические трактовки политики, предполагающие, что "политика есть не что иное, как сфера деятельности по разрешению и производству конфликтов" (30; см. также: 31). Понятно, что при таком ракурсе все практические политические действия рассматриваются как формы инициирования, урегулирования и разрешения конфликтов; следовательно, и развитие политики непосредственно связывается с возникновением и завершением существования этой формы взаимодействия людей.

[...]

ОСОБЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОЛИТИКИ

Такого рода ограничения, как нам представляется, преодолеваются в весьма специфических и нетрадиционных для российской политической науки, недавно появившихся на нашем интеллектуальном рынке культурантропологических подходах (34; 35; 36; 37). Они в целом признают социальным источником политики не факторы человеческой среды, окружения, а самого человека, точнее — личность, ориентированную на приобретенные в ходе своей эволюции, но не на врожденные цели и ценности, сохранившую притом все характеристики живого, а не "книжного", абстрактного человека. В этом смысле феномен политического возникает при опосредовании человеческого поведения не интересами и структурами, а ценностями, символами, традициями, обычаями, ритуалами. Тем самым институционализация, структурная организация и формальная упорядоченность проигрывают по значению факторам внутренней ориентации субъекта.

По существу такая позиция является продолжением основательных мировых научных традиций, в русле которых политика рассматривается как сфера, формируемая самими индивидами и их группами, а политическое сообщество оценивается в качестве органической части гражданского (Локк, Руссо). В этой парадигме упор сделан на преобладании ценностей, элементов культурного поля, следовательно, подобные взгляды могут быть расценены и как продолжение отечественных традиций славянофилов, почвенников, религиозных идеалистов, отталкивавшихся от "органического понимания политики", должной быть ориентированной на сохранение человеческого рода и культурного пространства общества.

Парадигмальные особенности культурантропологической "семьи" подходов противопоставлены не только физикалистским, но и любым другим редукционистским процедурам сведения простого к сложному (биоцентризму, экономоцентризму, правоцентризму и т.д.). Их главный постулат — рассмотрение политики как естественной среды человеческого бытия и одновременно области индивидуального самовыражения, личной презентации, основанной на свободном, культурно обусловленном выборе человека.

[...]

Близкую в данном смысле позицию занимают в отечественной политической науке психологические подходы (40), которые в качестве начала политики рассматривают чувственно-эмоциональные компоненты внутренней среды homo politicus. "Политика, — пишет А.Юрьев, — несомненно, явление психологическое в первую очередь, а потом уже экономическое, военное и другое" (41). Таким образом, психико-психологическая мотивация действий элит, лидеров, избирателей, партийных активистов, других десятков и сотен исполнителей специализированных ролевых функций становится базовым фактором, объясняющим сущность и характер политических изменений. Эта парадиг-мальная линия дает возможность привлечь исключительно тонкие исследовательские технологии для анализа мира политики, но не всегда может объяснить или вообще оперировать макрофакторами политического процесса.

[...]

К последнему типу теоретических подходов может быть отнесена биополитическая теория (42), рассматривающая политическое поведение как одну из форм эволюции и адаптации организма к условиям его существования, сложившуюся под влиянием естественного отбора как результат действия его психологических и физиологических механизмов, а политику — как форму доминирования субъектов в человеческих взаимоотношениях. В отечественной литературе существует довольно мощная традиция биополитических (и в более широком виде — биосоциальных) подходов. Еще в 1872 г. А.Стронин писал, что "политика отправляется от психологического феномена впечатления и рефлекса" (43). Внесли свой вклад в подобное понимание природы политики и русские анархисты в XIX ст. (прежде всего П.Кропоткин).

Чисто теоретически сторонники этих взглядов исходят из наличия общих для человека и высших обезьян поведенческих паттернов (образцов), базисных (физико-химических, социальных) потребностей, а также механизмов адаптации и взаимодействия с себе подобными (альтруизм, агрессия), которые со временем не претерпевают почти никаких качественных изменений. Понятно, что такая интерпретация не проводит четких различий между природой и обществом, законами природы и культурными закономерностями.

Главный объект при биополитическом анализе — политическое поведение, которое рассматривается как активность, связанная с распределением ресурсов внутри группы; следовательно, биоинвариант человеческого организма выступает своеобразной константой при объяснении всего политического. Тем самым политика выглядит явлением более древним, чем культура. Отсюда и обоснование главной задачи биополитиков — сохранить генетический материал человека в процессе поведения, используя разнообразные механизмы "передачи настроения", пробуждения чувств "политического здоровья" и "стремления" к послушанию вождю и т.д.

[…]

Видимо, есть основания рассматривать в качестве самостоятельного подвида натуралистической парадигмы и геополитические подходы. Речь в данном случае идет не просто о "парафразе" изучения международных отношений, а о своде постулатов, ставящих природу политики в принципиальную зависимость от территориального положения и организации государств. 

[...]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: РАЗНЫЕ ОБЛИКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

При общей оценке обозначенных парадигмальных подходов надо отметить: несмотря на весьма обширный круг идей относительно мира политики, представленных в отечественной политологии, очевидно, что далеко не все из них поднимаются до того теоретического уровня объяснений, на котором только и может успешно развиваться серьезная наука. К тому же несомненна и неосвоенность нашими специалистами ряда концептов и методик, плодотворно использующихся на Западе. Так, в российской политологии незначительно представлены игровые и информационно-коммуникативные идеи, позиции, трактующие природу политической материи в духе К.Шмитта или же ставящие во главу угла авторитет и иные моральные субстанции.

[...]

Иными словами, парадигмальные концепты конкретизируются в зависимости от понимания политики как: а) сферы общественной жизни, выполняющей некоторые задачи в рамках социального целого; б) типа определенной деятельности; в) особого вида общественных отношений. Соответственно, на первый план могут выходить либо ее функциональные (специфика регулятивных способностей политики по сравнению с правом, моралью, религией и др.) компоненты; либо поведенческие (конкурентность, рисковость, идеологические и иные установки и др.); либо элементы межсубъектного взаимодействия (институты, нормы, статусы и др.)

Наиболее выраженный консенсус среди отечественных политологов достигнут в понимании свойств политики как своеобразной сферы общественной жизни, выполняющей регулятивно-принудительные и управленческие функции. Однако и в этом существуют некоторые разногласия, поскольку само понятие "сфера" предполагает характеристику не только функциональных свойств, но и определение соотношения политики с другими областями общественной жизни, обусловливающими ее место в социуме в целом. Например, политику рассматривают как составную часть гражданского общества (С.Перегудов); как самостоятельную сферу наряду с гражданским обществом и экономикой (К.Гаджиев); и даже как сферу, существующую наряду с гражданским обществом и государством (Ю.Коноплин).

[...]

Наиболее представительна» группа ученых полагает, что феномен политического формируется в связи с эволюцией классовых отношений и возникновением исторического свидетеля и организатора этих непримиримых отношений — государства (49). 

[...]

Несколько иные черты выделяют другие ученые, полагающие, что политическое пространство, в котором возникают новые статусы и отношения стратификации, механизмы и принципы взаимодействия между людьми и их вторичными ассоциациями, складывается на пересечении ряда тенденций, в частности: потребности общества в новой системе регулирования, превосходящей по своей силе возможности права, морали или религии; необходимости совмещения интересов жизнеспособных и традиционных групп; потребности в институционально закрепленной "третьей силе", принудительно разрешающей социальные конфликты, не улаживаемые за счет самоорганизации и самоуправления. В соответствии с данным пониманием выделяются такие свойства политики, как инклюзивность, т.е. способность проникнуть в другие сферы общественной жизни, что перманентно изменяет ее объем; обязательное соучастие в распределении государственных ресурсов и управляющих, и управляемых; сочетание стихийных и сознательных, рациональных и иррациональных действий (12, с.84—85; 50).

В последние годы российские ученые заинтересовались анализом не исследовавшихся в советский период хронотопических свойств политического, т.е. характеристиками пространственно-временных (топологических и темпоральных) черт политической активности граждан (см., напр.: 51). 

[...]

Политическое выступает как совокупность взаимосвязанных "местосвершений" (локализаций) отдельных действий, т.е. как своеобразное пространство, отличающееся высотой и глубиной, отношениями отдаленности и близости, передним и задними планами, левой, средней, правой "оконечностями" и другими характеристиками, которые, в свою очередь, фиксируются в ментальности, продуктах культурной деятельности, языке и многих других элементах и механизмах взаимодействия людей. 

[...]

Парадигмально определившиеся модели соседствуют здесь с многочисленными неустоявшимися подходами, которым свойственна неотрефлексированность природы и многих граней политического. Пока именно это создает неповторимый интеллектуальный образ российской политологии, тот идейный поток, где нетесно и нынешним — весьма разноликим — генерациям ученых, а главное — оставлено место и для будущих поколений теоретиков, которым наверняка удастся лучше разгадать загадки политического мира. Сегодня же, вписываясь в общее духовное развитие страны, политологи проявляют свое пока еще не вполне четкое, но уже довольно заметное мнение. Именно по этому мнению наши потомки будут судить о переломном времени российской науки. 



Джерело: http://www.politstudies.ru/N2004fulltext/1998/4/2.htm
Категорія: Political science | Додав: Alex_Kh (13.09.2010) | Автор: Александр Иванович Соловьев
Переглядів: 1366 | Теги: политическая наука, периодизация, полис, парадигма, политология | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Пошук
Наші друзі
ПолитНаука™ - политология в России и мире. Книги, учебники, статьи. История политических учений, теория политики, прикладная политология
ПолитНаука - политология в России и мире
Журнал
журнала «Международные процессы»
 Научно-образовательный форум по международным отношениям
Журнал ПОЛИТЭКС Politology.us Электоральная география 2.0
...
полис история Оруэлл язык общество трансформция украина периодизация развитие політолог Україна Політик історія лідерство наука навчальна дисципліна політична наука перспективи трансформация політологія Рудич політична еліта політична культура туризм политология Америка вуз европа методика обзор преподавание политик профессия политтехнолог политическая наука парадигма классификация методология политология международных отношений политолог политика античность Гражданин Демократия платон Сократ Философ внешняя политика Клифтон Морган Палмер Реализм компенсаторная модель некомпенсаторная решения
Copyright "Циніки" © 2024